Урок 4 Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

 

На прошлых уроках мы познакомились с различными формами представления информации (числовая, графическая, текстовая). Достаточно часто для представления информации мы пользуемся текстовой формой. Но иногда такая форма  неудобна. 

Давайте представим, что календарь погоды, где ежедневно отмечали облачность, осадки, направление ветра, данные о направлении ветра и температуре воздуха, был бы записан в виде текста.

В Снежном 28 сентября облачная погода, без осадков. Температура воздуха 23°C. Ветер северо-восточный.

Если записывать подобным образом в течение месяца, то будет достаточно сложно проследить как изменялась температура или направление ветра, потребуется много времени, чтобы подсчитать количество пасмурных и ясных дней. Поэтому в таких случаях используют табличное представление информации.

 

В форме таблицы представляют расписание уроков, автобусов, поездов, самолетов, журнал успеваемости, график дежурств, календарь исторических дат и многое другое.

Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки информации.

С помощью таблиц удобно решать некоторые задачи. 

Рассмотрим пример

Задача 1

Трое мальчиков Костя, Фома и Марат дружили с тремя девочками – Лерой, Светой и Мариной. Но вскоре компания разделилась на пары, потому, что оказалось:
• Света ненавидит ходить на лыжах.
• Костя, брат Леры часто катается со своей подружкой на лыжах.
• А Фома теперь дружит с  Костиной сестрой.
С кем же проводит время Марат?

Рисуем таблицу, где столбцы – имена девочек, а строки – имена мальчиков. Читаем задачу, пошагово анализируем условие и ставим в таблицу «+», если соответствие установлено и «–», если точно соответствия нет.

Из условия видно, что Фома дружит с сестрой Кости Лерой. Костя катается с подругой на лыжах и его подруга не Света. Заполнив таблицу, мы получим ответ. Марат дружит со Светой

 

Лера

Света

Марина

Костя

-

-

+

Фома

+

-

-

Марат

-

+

-

Кроме таблиц, часто для наглядного представления используют диаграммы.

Диаграмма - это  чертёж, показывающий соотношение каких-нибудь величин.

Например,  в школе во 2-м классе было 4 отличника, в 3-м классе- 4 отличника, в 4-м классе было 6 отличников, в 5-м – 3 отличника, в 6-м классе было 2 отличника, в 7-м классе – 2 отличника, в 8-м классе- 1, в 9-м классе 3.

Представив информацию в виде диаграммы, можно легко сравнивать данные. На диаграмме видно, что наибольшее количество отличников в 4-м классе. Одинаковое количество (4 человека) во 2 и 3 классах, по 3 отличника в 5 и 9 классах. Наименьшее количество отличников в 8 классе.


Кроме таблиц и диаграмм информацию можно представить в виде цепочек.

Цепочка - это последовательность действий (предметов, событий, чисел), которые следуют друг за другом в строго заданном порядке.



В виде цепочки можно представить дни недели (рис. 1), смену времен года (рис. 2).

Рис. 1



Рис.2

Вам уже хорошо знакомы
 математические цепочки (рис.  3)



Рис. 3

 Выполни задания

1.Реши задачу, используя табличный метод представления информации.

В субботний вечер Семен, Коля и Витя решили развлечься. У них был выбор: кино, концерт или танцы.
• Семён любит кино, но к танцам менее нетерпим, чем к музыке.
• Коля любит танцевать, но готов пойти в кино скорее, чем на концерт.
• Витя любит музыку меньше чем танцы, но кино ему всё-таки не так неприятно, как танцы или концерт.
Составь таблицу и определи куда, на ваш взгляд отправились ребята?

2.Рассмотри диаграмму. Определи самое быстрое и самое медленное животное.


3.Заполни математическую цепочку