Урок 18. Алгоритмы в нашей жизни. Составление линейных алгоритмов Составление алгоритмов решения логических задач.

Сегодня мы научимся составлять линейные алгоритмы.

Любой человек ежедневно встречается с множеством задач: от самых простых и хорошо известных до очень сложных. Для многих задач существуют определенные правила (инструкции, предписания), объясняющие исполнителю, как решать данную задачу. Чем точнее и понятнее будут описаны правила решения задач, тем быстрее человек овладеет ими и будет эффективнее их применять.

В повседневной жизни мы даже не замечаем, как используем те или иные алгоритмы. Завести машину, приготовить еду - все это выполняется в определенной последовательности.

Всю нашу школьную жизнь тоже можно представить в виде алгоритмов, в которых определены цели и указаны последовательности, приводящие к достижению цели. Например: задача «Как написать сочинение, изложение, диктант». Алгоритм решения такой задачи может быть следующим:

1.     Повтори правила.

2.     Внимательно слушай объяснения (пояснения) учителя.

3.     Аккуратно и внимательно работай над заданием.

4.     Не отвлекайся.

5.     После выполнения проверь  свою работу.

 

Если все пункты предложенного алгоритма выполнены, оценка за работу будет «5», или «4». Если предложенный алгоритм будет нарушен, оценка за работу будет «2», или «3».

К алгоритмам школьной жизни можно отнести:

·         Расписание уроков.

·         График подачи звонков.

·         Расписание кружков.

·         Как писать сочинение, изложение, диктант.

·         Как решать задачи по математике.

·         Как сделать перевод по английскому языку.

·         Как выучить стихотворение и т.д.

Каждый из нас  ежедневно использует сотни различных алгоритмов. Например, правила сложения, вычитания, деления, умножения чисел; грамматические правила правописания слов и предложений - все  это алгоритмы.

Существуют различные виды алгоритмов.

Алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно одно за другим, называется линейный алгоритм.

Блок-схема линейного алгоритма имеет следующий вид.

 


На прошлых уроках мы рассматривали примеры линейных алгоритмов.

Алгоритм заваривания чая.



В обучении при решении логических задач также используют алгоритмы.

Задача.

Через реку необходимо переправить козу, волка и капусту. В лодку может поместиться только один предмет или животное. Нельзя оставлять на берегу одних волка с козой и козу с капустой. В алгоритме можно использовать команды: ВЗЯТЬ КОЗУ, ВЗЯТЬ ВОЛКА, ВЗЯТЬ КАПУСТУ, ВЫСАДИТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ. Составим алгоритм решения задачи.



АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

1.     ВЗЯТЬ КОЗУ

2.     ПЕРЕПЛЫТЬ

3.     ВЫСАДИТЬ КОЗУ

4.     ПЕРЕПЛЫТЬ.

5.     ВЗЯТЬ КАПУСТУ

6.     ПЕРЕПЛЫТЬ.

7.     ОСТАВИТЬ КАПУСТУ

8.     ЗАБРАТЬ КОЗУ

9.     ПЕРЕПЛЫТЬ.

10.   ВЫСАДИТЬ КОЗУ

11.   ВЗЯТЬ ВОЛКА

12.   ПЕРЕПЛЫТЬ.

13.   ВЫСАДИТЬ ВОЛКА

14.  ПЕРЕПЛЫТЬ   

15.   ВЗЯТЬ КОЗУ

16.    ПЕРЕПЛЫТЬ

17.  ВЫСАДИТЬ КОЗУ




Составь алгоритм

Три второклассника делят 24 яблока. Пока у них есть три кучки: 11, 7 и 6 яблок соответственно, но они хотят поделить их поровну.



 Один из этих второклассников, хитрый математик, предложил двум другим такое пари:

- Вы должны будете уравнять количество яблок в кучках, но строго по моей системе: из одной кучки берёте столько яблок, сколько их в той кучке, куда вы добавлять собираетесь. Но сделать это вы должны строго за 3 перекладывания. Сможете - все яблоки ваши, нет - они мои.
 - Давай! - согласились двое. Подумали с минутку и сумели так сделать. И вот они, довольно хрумкая яблоками, утопали от вредного математика. А вы бы смогли так сделать?